*Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*:
первым чаще всего вынужден говорить более слабый;
для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью;
тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за Вами;
в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;
чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать;
обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен;
малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;
"вернейший способ быть обманутым, это считать себя хитрее всех других";
нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника;
опасно игнорировать предубеждения визави;
полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в любой области;
люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают;
критические замечания принимаются, если объект осознает, что критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме;
одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика;
не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли.
*Заканчивая диалог, учитывайте, что*:
нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;
последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
В. Психофизиологические аспекты
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия:
смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5 слов в секунду;
фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание...) обычно затрудняет понимание других;
типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного меньше, чем он хочет показать;
люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром;
беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные выражения смешат, банальные нередко раздражают, ошибочная лексика настраивает на иронию.
у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
когда нужно воздействовать на чувства человека ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику в правое;
людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей;
человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
"средний человек" удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего сразу после обеда;
лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже первая, тогда как средняя чаще всего забывается;
память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше чем законченные;
слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже стоя, совсем плохо лежа;
пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые вечером;
люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы, типа "разрешаю" в ее конце;
"мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается";
"иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление";
при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира. ..), блокируя "ненужную" работу мозга;
женщина рассматривает разговор как способ устанавления контакта, высказывания чувств или симпатий антипатий, а главное как способ поиска решения различных проблем;
мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, женщины наоборот;
мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам.
Г. Составные элементы общения
Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Различные аспекты эффективного общения представлены в разделах обрисовывающих вербовку и методы воздействия на человека, здесь же мы приведем лишь некие ориентирующие рекомендации.
Свежие комментарии