На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ищу себя в непознанном.

1 100 подписчиков

Свежие комментарии

  • Рома Фамилия
    Можно попробовать на другом ресурсе и сравнить результаты  https://arkani-taro.ru/Гадания.

АРКАН IX ОТШЕЛЬНИК

   

Суббота, 25 Апреля 2015 г. 17:48 + в цитатник 

Azazel_Darkness все записи автора

Почти все религии содержат легенды о путешествии духа, о великих учителях или пророках, которые обошли Мiр в поисках истины или Бога. В то же время практически каждый известный миф о похождениях Героя повествует о том, что в определенный момент своего путешествия Герой встречает мудрого старца, отшельника или монаха.Этот старец да­рит ему магические атрибуты, со­общает ему волшебное слово, призванное хранить и защищать Героя или сыграть ключевую роль в са­мом конце путешествия, чтобы герой мог со­вершить свой великий подвиг. Кроме того, Герой узнает свое истинное имя. Так, в легенде о Парсифале он встречает на пути своего дядю Тревизента, живущего отшельником в хижине. В своих долгих поисках Грааля Парсифаль периодически навещает его, ища верный путь. Отшельник сообщает ему не только истинное имя, но и «волшебное слово»: он нашептывает ему на ухо молитву, которую тот может произнести лишь в случае край­ней опасности.

Герой должен абстрагироваться от всего предыдущего опыта, который он получил с момента своего рождения от родителей, воспитателей или друзей. Это тот этап путешествия, когда нужно уйти в себя, познать себя самого, уединиться. Именно этот архетип содержится в Аркане IX Отшельник.

При этом мудрый старик – это лишь аллегория. Вовсе не обязательно, что на пути своего развития мы должны встретить такого старца в его физическом воплощении. Аркан Отшельник означает взгляд в себя, самоидентификацию, осмысливание своего истинного предназначения.

Этот Аркан возводит внутренние, охранительные границы. Первым из Арканов границы ставит ранее рассмотренный Император IV. Но в случае Императора возводимые им ограничения предназначены для обозначения своей власти, своей территории. Отшельник же олицетворяет спасительный Ковчег, границы от некоей всепоглощающей пучины Хаоса. Цель мудреца – обратиться к внутреннему миру, а затем объединить внешние знания Иерофанта (V Аркан) со своим собственным внутренним знанием.

Первое изображение Аркана Отшельник встречается на колоде Висконти-Сфорца. Но следует учитывать, что это еще не тот, знакомый нам сейчас, Отшельник, хотя на карте мы видим идущего старца, опирающегося на посох. Он движется против хода Солнца. В правой руке старца песочные часы (это очень важный момент в восприятии и трактовке архетипа). Изначально, на колоде Висконти, данный Аркан назывался Время. На данном изображении можно видеть именно сатурнианскую символику. И это означало, скорее, движение к Смерти.

1499069_09_ (275x500, 76Kb)

Висконти-Сфорца

 

На классических колодах Таро на изображении Аркана Отшельник появляется ключевой символ, характеризующий этот архетип. Это светильник, который он несет в руке. Таким образом, песочные часы, изображенные на колоде Висконти-Сфорца, меняются на светильник. Теперь старец несет огонь. Это не свет какого-то внешнего источника, это не солнечный свет, не свет Великого Архитектора. Это внутренний свет.

Как нам известно, четыре масти Младшего Аркана представляют собой четыре стихии: жезлы или булавы – Огонь, чаши или кубки – Вода, мечи – Воздух, динарии, пентакли или диски – Земля. Можно сказать, что светильник Отшельника – это новый, пятый элемент, включающий в себя свойства всех четырех. Это внутренний свет нашего духа.

1499069_09_Otshelnik_Klassicheskoe (271x500, 64Kb)

1499069_09_Otshelnik_Tarot_Classic (178x319, 18Kb)

1499069_09_Otshelnik_Marselskoe (200x361, 41Kb)

Классическое

TarotClassic

Марсельское

При этом направление движения Отшельника остается прежним – против часовой стрелки.

На колоде Классического Таро надписи слева Отшельника следующие: PRUDENZA (итал.), PRUDENCE (англ.), PRUDENCE (франц.), KLUGHEIT (нем.), что в переводе означает осторожность, предосторожность, предостережение, благоразумие, осмотрительность, рассудительность, внимание, предусмотрительность, мудрость.

В Таро Вирта и некоторых последующих колодах на изображении IX Аркана появляется еще один интересный образ. Это змей. Символические значения данного существа весьма разнообразны и многогранны. Это и мудрость, и проявление агрессивной силы, и оплодотворяющая мужская энергия. Свернувшийся кольцом змей (или Уроборос) означает смену жизни и смерти, вечное возрождение.

1499069_09_Otshelnik_Virta (200x360, 26Kb)

Вирта

 

Основная же образность карты Отшельник в сравнении с классическими колодами практически не меняется.

 

Кроме того, на многих колодах на голове Отшельника мы видим надетый капюшон. (Если на Марсельском Таро и других колодах данной группы капюшон просто наличествовал как элемент одеяния, но не покрывал голову.) Это символизирует его защиту от внешних пагубных влияний и воздействий, его закрытость, и в то же время – невинность.

На Таро Дюрера мы наблюдаем сидящего у основания мощного старого древа святого старца. Светильник стоит рядом с ним. Сам Отшельник погружен в собственные мысли или же пребывает в медитативном состоянии. Правой рукой он подпирает голову, вокруг которой сияет нимб. Левой рукой он придерживает лежащий на коленях череп. Возле его ног расположилась черепаха – защита внутреннего мира, мудрость, долголетие, терпение и благоразумие.

Здесь, как мы видим, к стандартной символике Аркана автор добавил мертвую голову, являющуюся не только атрибутом Смерти, но и символом бесстрашия перед ее лицом.

1499069_09_Otshelnik_Durera (218x400, 34Kb)

Дюрера

 

Девиз, написанный в нижней части карты гласит: «Dubitando ad veritatem pervenimus», что в переводе с латинского означает: «Сомнением мы доходим до истины» или «Истина рождается в сомнениях».

На колоде Артура Уэйта Отшельник изображен достаточно классически. Это старец, очень просто и скромно одетый. На голове его капюшон. Он, опираясь на посох, движется справа налево (опять же против часовой стрелки, против хода Солнца), освещая себе (и другим?) путь светильником. Огонь светильника представлен в виде шестиконечной звезды – гексаграммы, которая указывает нам на связь между верхом и низом.

1499069_09_Otshelnik_RY (222x400, 28Kb)

Артура Эдварда Уэйта

 

Следует отметить очень важный момент в символизме Аркана IX Отшельник, присутствующий почти на всех колодах Таро. Как уже говорилось выше, огонь светильника, который держит в руке старец, это внутренний огонь; источником его не является какое-то внешнее светило (Солнце, Всевышний и т.д.). На многих колодах светильник при этом закрыт. Данная образность вкупе с английским звучанием (которое опять-таки возникло неспроста) слова «отшельник» («hermit») говорит нам о явной аналогии с герметизмом, богом Гермесом, Гермесом Трисмегистом.

Впрочем, сам Уэйт высказывается относительно Аркана IX так: «…Внутри фонаря сверкает звезда. Это карта свершения, и в расширительном смысле фонарь Отшельника подобен маяку на горной вершине. Следовательно, Отшельник не является, как утверждал Кур де Жебелен, мудрецом в поисках истины и справедливости; не является он и неким особым примером опыта, как гласит позднейшее толкование. Его маяк наводит на мысль: «Там, где сейчас я, можешь быть и ты».

Более того, эта карта совершенно ошибочно увязывается с идеей оккультной самоизоляции как средства защиты персонального магнетизма от вмешательств извне. Этим весьма фривольным толкованием мы в числе многих других, обязаны Элифасу Леви. Оно было принято французским Орденом мартинистов, и кое-кто из нас немало слышал о Безмолвной и Неведомой Философии, отгородившейся мантией Отшельника от познания непосвященных… Напротив - как и сама карта - оно связано с той истиной, что Божественные Таинства сами оберегают себя от тех, кто недостаточно подготовлен к их восприятию».

Последующие колоды, в целом, отражают в себе тот образный строй, который был заложен в символике Аркана на классических колодах (марсельской группы) и Артуром Эдвардом Уэйтом.

Как всегда, соответствия на колодах французской школы отличаются от соответствий английской. Так, Таро ГОМ приписывает Аркану Отшельник астрологический знак Льва, букву иврита «тет», а на Древе Жизни – 19-тый Путь между Хесед и Гебурой. Каноническое Таро Грегори в символике, отображенной на Арканах, вносит еще большую путаницу. Здесь мы видим астрологическое соответствие и букву иврита согласно французской мистической школе, а путь на Древе Жизни 20 Хесед – Тифарет согласно английской системе.

1499069_09_Otshelnik_GOM (310x500, 64Kb)

1499069_09_Otshelnik_Gregori (301x538, 47Kb)

1499069_09_Otshelnik_Zerkalo_Sydbi (202x329, 17Kb)

Г.О.М.

Грегори

Зеркало Судьбы

1499069_09_Otshelnik_Klueva (288x500, 43Kb)

1499069_09_Otshelnik_Loginova (200x356, 25Kb)

1499069_09_Otshelnik_Zolotoe_Taro (337x576, 84Kb)

Клюева

Логинова

Золотое (Gilded)

1499069_09_Otshelnik_Illuminatov (229x398, 34Kb)

1499069_09_Otshelnik_Magicheskoe (354x541, 71Kb)

1499069_09_Otshelnik_Era_Vodoleya (353x600, 49Kb)

Иллюминатов

Русское (Магическое)

Эра Водолея

В целом, среди представленных на изображениях выше колод, в качестве оригинальных можно отметить изображения Отшельника на Таро Клюева, Золотом (Gilded) Таро, Таро Эры Водолея. На двух последних из перечисленных колодах мы видим нестандартное направление движения Отшельника относительно наблюдателя. Практически на всех колодах он движется справа налево. Здесь же фигура обращена лицом к зрителю.

На колоде Клюева Отшельник изображен как разложившийся от времени мертвый человек – скелет, засыпанный камнями, возле которого свернулась змея. Однако светильник рядом продолжает гореть и дарит Мiру свой свет.

На колодах Вирта, ГОМ, Грегори, Зеркало Судьбы, Логинова, Иллюминатов, Эры Водолея из рассматриваемых нами колод голову старца покрывает капюшон. Символ змея присутствует на Таро Вирта, ГОМ, Клюева, Золотого Таро (на последнем – в качестве пояса, как ранее мы могли наблюдать на Аркане I Маг).

В эротическом Таро Манары на Аркане Отшельник изображен сидящий на берегу реки волк. Но это не просто волк. Судя по положению его тела и остаткам одежды, это оборотень: волк, который когда-то был человеком. Он озлоблен и одинок. На другом берегу реки, напротив волка, виднеется гора.

1499069_09_Otshelnik_Manara (288x500, 53Kb)

Манара

 

Символизм данной карты рассматриваемой колоды говорит, скорее, о том, что человек отвержен партнером или расстался с ним. Он переживает данное обстоятельство и полностью погружается в какаю-то иную деятельность (работу, медитацию, творчество) или просто замыкается в себе.

Как видно, в Таро Манары Отшельник представлен все-таки достаточно однобоко, больше с негативной стороны. На карте слишком много негативизма, агрессии, озлобленности, хотя традиционно Отшельник означает все же поиск своего «Я», уединение ради насыщения мудростью, а не побег от реальности в связи с непринятием со стороны какой-то персоны или общества.

На колоде Нового Эона – Таро Тота Алистера Кроули – Отшельник изображен как согбенный старик в красном плаще с источником света в руке. Красный цвет его одеяния символизирует смелость, силу, решительность. Перед собой, в лучах света, старец видит мировое орфическое яйцо, окруженное змеем Офионом. Это источник всего сущего, тайна Творения. В яйце опять же воплощен признак герметизма, ведь чтобы оно дало плод, новую жизнь, оно изначально должно быть герметичным, целостным, закрытым.

1499069_09_Otshelnik_Tota (278x408, 41Kb)

Тота (Кроули)

 

Свет от источника, которым является алмаз и который несет в своей левой руке (ладонь напоминает букву «йод») Отшельник, образует множество лучей, символизирующих внутреннее видение, духовное освобождение, озарение.

Изображенный в левом углу карты движущийся в направлении света сперматозоид означает творческий импульс или жизненный потенциал, оплодотворение для зарождения нового. На заднем плане карты изображено пшеничное поле, колосья. Это также символизирует природу и жизнь.

Лучи света от светильника сдерживают трехголового адского пса Цербера, который стоит на границе мира Яви и мира теней, мира того всепоглощающего Хаоса, о котором говорилось ранее. Здесь как нельзя лучше показано как источник света выстраивает ту самую защитную грань, укрощая Цербера. Большее количество лучей направлено в нижнюю часть карты – к корням, в темноту материнского чрева, но некоторые лучи проникают и вверх – это желание прикоснуться к непознанному.

Пирамида в верхней части карты символизирует божественный купол. То есть лучи нашего внутреннего света соприкасаются с изначальным светом Великого Архитектора.

В Аркане IX Отшельник Таро Тота как нельзя лучше воплощен принцип объединения трех главных космических действующих лиц «завершения Великого Делания»: Меркурия, Земли и Солнца. Как указывает Лон Майло Дюкетт, «сама карта соответствует знаку Девы; Дева – это мутабельный знак Земли; она же – обитель и знак экзальтации Меркурия; и, наконец, Отшельник несет фонарь с Солнцем, озаряя мир его сиянием».

На колоде Церемониальной Магии Л.М. Дюкетта, также являющейся колодой Нового Эона, телемитской колодой, Отшельник изображен достаточно минимизировано. Здесь мы наблюдаем лишь его лицо во тьме и свет в виде уникурсальной гексаграммы, которая активно используется во многих Ритуалах Магии Телемы.

1499069_09_Otshelnik_Dukketa (437x700, 64Kb)

Церемониальной Магии Дюкетта

 

Рассмотрим основные соответствия Аркана Отшельник (по английской мистической школе и, в первую очередь, Алистеру Кроули).

Буква иврита: Йод (י) – рука. Числовое значение буквы 10. Мудрецу дана буква «йод», что означает «рука». Рука, несущая свет, – символ понимания и высшего уровня внутренней мудрости и сосредоточенности (размышление, созерцание, взгляд, обращенный внутрь).

Номер Аркана: 9. Число, уводящее внутрь (в отличие от 6 – стремление наружу). Цифра просвящения (3 х 3) и размышления, всегда возвращается к себе: 9 + 9 = = 18 – 9 (перекрестная сумма).

Путь на Древе Жизни: 20-тый – от Хесед (Сгущение, Материализация) к Тифарет (Красоте).

Астрологическое соответствие – Дева. Сатурн – стражник у порога. Сатурн в Водолее – стремление к мудрости и сохранение независимости.

Фигура И-Цзин: 52 Гэнь (Кэнь) «Сосредоточенность» («Гора», «Остановившееся движение»).

Руна: Иса (сосулька) – кристаллизация и трансформация внешних целей в более глубокое внутреннее желание.

Божества: Крон (хранитель времени), Гермес (отшельник) (по Х. Банцхафу, Акрону), Атис (греч.) (по А. Кроули); Церера, Адонис (римск.); Исида (в аспекте девы), Херу-па-Краат (египетские).

Мифология: Нестор – мудрец, советник Агамемнона. Диоген, сидящий в бочке.

Ритуал: пост и медитация.

Магическое орудие: Светильник и жезл.

Цвета: зеленый (желтоватый); синевато-серый; зеленовато-серый; сливовый; изумрудно-зеленый; насыщенный сине-зеленый; бледно-зеленый.

Аромат: нарцисс (по А. Кроули); можжевельник, ладан, полынь (по Х. Банцхафу и Акрону).

Драгоценные камни: перидот, оливин (по А. Кроули); оникс, кристалл; бриллиант в золоте (Солнце) и с инкрустацией оникса – символ света, рожденного во тьме (по Х. Банцхафу, Акрону).

Животные: всякое одинокое животное (например, степной волк).

Растения: подснежник, лилия, нарцисс (по А. Кроули); алоэ (по Х. Банцхафу, Акрону).

Тело человека: спина.

Мифические существа: русалки.

Аркану Отшельник соответствуют следующие известные произведения искусства. В литературе это Церемония на горе (Евангелие от Матфея, 5 – 7), «Песнь сомнамбулы» из «Заратустры» Ницше. В музыке это грегорианские песнопения, «Зимний путь» Шуберта. В живописи можно указать картину «Ночной дозор» Рембрандта.

1499069_Rembrandt_Nochnoi_dozor (530x331, 109Kb)

 

Использованные источники

 

Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. – Пер. сангл. А. Блейз.http://thelema.ru/library/atu-ix-otshelnik-lon-maylo-dyukett)

Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. Стр. 22 – 23.

Банцхаф Х. Книга Таро Райдера-Уэйта. Все карты в раскладах «Компас», «Слепое пятно» и «Оракул любви». – СПб.: ИГ «Весь», 2014. – 208 с.: ил. – (Такое разное Таро). Стр. 48 – 49.

Банцхаф Х. Универсальное Таро Уэйта. – СПб.: ИГ «Весь», 2014 г. – 224 с. – (Таро. Иноезнание). Стр. 74 – 75.

Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2014. – 384 с. с ил. – (Такое разное Таро). Стр. 103 – 109.

Банцхаф Х., Телер Б. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. – СПб.: ИГ «Весь». – 2006, 256 с.: ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 94 – 95.

Голландер П. Скотт. Таро для начинающих / П. Скотт Голландер. – Пер. с анл. А. Кудряшова. – М.: «Издательство ФАИР», 2014. – 400 с.: ил. – (Для начинающих). Стр. 66 – 69.

Исследования – Таро. Глава 9. Аркан Отшельник. // Клуб «Касталия» (http://castalia.ru/taro/1704-glava-9-arkan-otshelnik.html)

Михельсен Т. Полное руководство по Таро / Тереза Михельсен. – Пер. с англ. А. Осипова. – М.: «Издательство ФАИР», 2014. – 320 с.: ил. Стр. 90; 92; 100; 107 – 108.

Учебник Таро: Традиции, колоды, практика гадания. / Алексей Клюев. – М.: Росткнига. – 416 с.: ил. – (Новые методики). Стр. 71 – 73; 242 – 243.

Фрагмент лекции Г. Зайцева«Ату IX– Отшельник» // Клуб «Касталия»: Французская школа Таро, лекция № 9,20.02.2015 (http://www.youtube.com/watch?v=lEXrDUhzHac)

Фрагмент лекции О. Телемского «Ату IX– Отшельник» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 08.02.2013. (http://www.youtube.com/watch?v=okvvfmon-vE)

Фрагмент лекции О. Телемского«Ату IX– Отшельник» // Клуб «Касталия»: Арканы Таро, лекция № 13,21.03.2014 (http://www.youtube.com/watch?v=RQSMTWgNXYw)

Фрагмент лекции О. Телемского «Таро: Ату IX – Отшельник. Тайна, граница, ковчег» // Клуб «Касталия», 20.02.2015 (http://www.youtube.com/watch?v=8E3jdipLgSQ)

Фрагмент лекции П. Нестерова«Арканы Регулирование, Отшельник» // Клуб «Касталия»: Магия Таро, лекция № 5,20.02.2015 (http://www.youtube.com/watch?v=E05kTDjcSIE)

Хайо Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. Стр. 34 – 35.

Хайо Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. Стр. 28 – 30.

Хайо Банцхаф. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: «КСП+», 2006. – 288 с. Стр. 140 – 141.

 

22.04.2015 г.н.э.

(с) FraterD.

 
Рубрики:  Статьи о Таро
Старшие Арканы
Описание Старших Арканов различных колод

Метки:         

Картина дня

наверх